in

Задержание Ивана Сафронова. Какие темы освещал журналист

Задержание Ивана Сафронова, 7 июля 2020 года. Кадр: оперативная съемка ФСБ

 

 



Задержанный по обвинению в государственной измене Иван Сафронов до работы в «Роскосмосе» писал на военную тематику в «Коммерсанте» и «Ведомостях». Статьи Сафронова, основанные на источниках в ВПК, становились поводом для «бесед» в ФСБ и иска по обвинению в разглашении государственной тайны. Рассказываем, какие темы освещал Сафонов, и что известно к этому часу о возможных причинах обвинения. 

 

Бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей», советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова сегодня, 7 июля, задержали и предъявили обвинение по ст. 275 УК РФ (государственная измена), наказание по этой статье предполагает от 12 до 20 лет колонии. В мае 2020 года Сафронов стал советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. «Роскосмос» подтвердил задержание Сафронова, но в госкорпорации отметили, что задержание не связано с нынешним местом работы.

 

В «Коммерсанте» Сафронов освещал темы ВПК, много писал о предприятиях космической отрасли, в частности, о «Роскосмосе». 18 марта 2019 года была опубликована статья «Су-35 укрепят египетскую силу», написанная Сафроновым и Александрой Джорджевич. Статья о контракте на поставку в Египет российских истребителей была опубликованная с ссылкой на источники в ВПК. После выхода статьи госсекретарь США Майк Помпео заявил о возможных санкциях в отношения Египта в случае покупки российских истребителей. Позже статья была удалена с сайта издания, в суде было зарегистрировано административное дело по части 7 статьи 13.15 КоАП (использование СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну), но суд не стал рассматривать дело. «Рособоронэкспорт» 26 марта опроверг информацию о подписании контракта.
 
В мае 2019 года Иван Сафронов после почти десяти лет работы в политическом отделе «Коммерсанта» покинул издание. Сафронова и его коллегу Максима Иванова уволил собственник издания после выхода статьи о возможном уходе с поста спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Я покидаю ИД вместе с Максимом Ивановым не по своей воле, а в соответствии с решением акционера, который высказал серьезные претензии к статье, в которой сообщалось про возможный уход с поста спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Нравится оно мне или нет, это не важно: у ИД есть владелец, он вправе определять, кто будет работать в принадлежащем ему активе — Ваня Сафронов или какой-то другой человек». После увольнения Сафронова и Иванова  из «Коммерсанта» ушел весь отдел политики вместе с заместителем главного редактора и главой отдела Глебом Черкасовым. 

 

В июле 2019 года Сафронов перешел в «Ведомости», где продолжал писать статьи на тему ВПК и космической отрасли. За время работы в «Ведомостях» Сафронов публиковал информацию о катастрофе атомной подлодки «Лошарик», тайном присвоении гендиректору «Ростеха» Чемезову звания Героя России, инцидентах с устаревшей ракетой на военных учениях «Гром-2019» и первом крушении истребителя Су-57.

После назначения Андрея Шмарова главным редактором издания, Сафронов уволился из «Ведомостей» и стал советником Дмитрия Рогозина в «Роскосмосе», где проработал менее двух месяцев. В «Роскосмосе» он должен был курировать информационную политику корпорации и ряд «спецпрограмм», допуска к гостайне он не имел. Во время его работы на «Роскосмос» личный аккаунт Рогозина стал официальным аккаунтом корпорации, при этом первое время в аккаунте оставались старые твиты, в частности, твит от 2 мая 2014 года с текстом “«Эх, ребята, поменял бы сейчас, не задумываясь на миг, все свои должности за счастье быть сейчас в одном окопе с защитниками Славянска». Позже твиты были удалены. 


РИА Новости с ссылкой на ФСБ опубликовало информацию о том, что Сафронов работал на одну из спецслужб НАТО, «собирал и передавал представителю спецслужбы сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России, составляющие гостайну». Источник «Интерфакса» сообщает о том, что более года назад Сафронова вызывали на беседу в ФСБ, но «речь об уголовном деле тогда не шла».


Отец Сафронова, Иван Сафронов-старший, погибший в 2007 году при странных обстоятельствах, также работал в «Коммерсанте» военным обозревателем. Официально его смерть посчитали самоубийством (он выпал из окна лестничной площадки между пятым и четвёртым этажом), но «Коммерсант» попытался провести собственное расследование, в котором сотрудники издания пришли к выводу, что причин для самоубийства не было. Бывший в то время заместителем главного редактора «Коммерсанта» Илья Булавинов не исключал, что смерть Сафронова-старшего была связана с готовящимся текстом о поставках российских истребителей Су-30 в Сирию и зенитных ракетных комплексов С-300В в Иран. Кроме того, незадолго до смерти Сафронов сообщал коллегам об имеющейся у него информации о других договоренностях между Россией и Сирией на поставку вооружения. При этом он упомянул, что его предупредили о возбуждении дела о государственной измене в случае опубликования этой информации.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.