in

Военные итоги 2019 года: успех Кремля в Сирии, неудача в Мозамбике, нарастание напряженности в Ливии

Фото: Amru Salahuddien / AP

«МБХ медиа» продолжает подводить итоги 2019 года. На очереди — военные. В 2019 году Россия оказалась вовлечена в два новых для себя прокси-конфликта: в Мозамбике и Ливии. Инструмент участия в чужих войнах прежний, уже опробованный и на Донбассе, и в Сирии – ЧВК Вагнера, на деле являющаяся теневой армией Кремля.

 

Мозамбик: наемники из ЧВК Вагнера терпят поражение

Военная авантюра в Мозамбике стала для связанной с Евгением Пригожиным ЧВК Вагнера самым серьезным военным поражением с февраля 2018 года, когда крупный отряд этой группировки был уничтожен в Сирии воздушными и артиллерийскими ударами американцев.

Наемники из ЧВК Вагнера прибыли в Мозамбик в сентябре 2019 года. Их было около 200-300 человек. Задачей вагнеровцев было проведение совместных с мозамбикской армией спецопераций против джихадистов в северной провинции этой страны Кабу-Делгаду.

Исламистское восстание на севере Мозамбика бушует с 2017 года. Кабу-Делгаду – беднейшая провинция, но несколько лет назад на ее территории и на шельфе близ ее побережья были обнаружены богатые месторождения углеводородов. В регион пришли транснациональные добывающие компании. Однако их присутствие никак не улучшило материальное благосостояние аборигенов, живущих в страшной нищете. Главной причиной восстания стала безысходность, социальное напряжение, а движущей силой – молодые местные мужчины, лишенные всяких перспектив в жизни. Знание об исламе у них поверхностное, исламизм используется лишь как формальное идеологическое обоснование борьбы с правительством.

Однако эти нищие молодые люди сумели развязать против властей настоящую партизанскую войну. Армия Мозамбика не могла справиться с повстанцами, и встал вопрос о привлечении иностранных наемников. После переговоров правительство Мозамбика отвергло предложения о сотрудничестве с южноафриканскими ЧВК и гонконгской охранной компании Frontier Services Group, пригласив в страну вагнеровецев.

Солдат армии Мозамбика. Фото: Schalk van Zuydam / AP

Отказ от сотрудничества с хорошо подготовленными наемниками из ЮАР и из международных ЧВК в пользу русских, которые совершенно не знают специфику региона, вызвал удивление на рынке военных услуг. Представители южноафриканских ЧВК заявили, что вагнеровцы получили мозамбикский контракт потому, что их услуги стоят гораздо дешевле услуг настоящих «белых наемников».

Однако вряд ли причина кроется только лишь в демпинге. Россия вовлечена в различные мозамбикские экономические проекты. В августе 2019 года президент Мозамбика Филипе Ньюси побывал в России с официальным визитом. Он встречался с Путиным и принял участие в российско-мозамбикском бизнес-форуме. Ньюси поблагодарил Москву за списание 90% госдолга и призывал россиян вкладывать деньги в экономику республики.

Тогда же, в августе, глава «Роснефти» Игорь Сечин подписал соглашение о сотрудничестве с мозамбикской национальной нефтегазовой компанией. По соглашению, «Роснефть» получила право на ведение геологической разведки «по ряду наземных и морских блоков Мозамбика для оценки их потенциала», а также возможность войти в дальнейшем в проекты на этих участках. В ходе подписания соглашения Сечин заявил: «Мозамбик является одним из перспективных направлений международного бизнеса компании». Также глава «Роснефти» заверил, что заинтересован в дальнейшем «расширении портфеля проектов».

Таким образом, возможно, что привлечение именно вагнеровцев к военным действием было политическим решением властей Мозамбика.

Однако вскоре после высадки российских наемников начались сложности. В октябре в мозамбикских СМИ появились сообщения о том, что русские несут потери. В частности, по данным издания Carta de Moçambique, джихадисты устроили засаду на автомобиль с вагнеровцами. После уничтожения наемников их тела были обезглавлены.

В конце ноября газета The Times также сообщила о потерях россиян и об их отступлении с севера страны. Отмечается, что часть наемников погибла от «дружественного огня» правительственной армии Мозамбика, и вообще взаимодействие правительственных сил и ЧВК Вагнера налажено на очень плохом уровне, вагнеровцы не доверяют местным военным.

В настоящее время наемнический контингент, отступив на юг от очага восстания, зализывает раны, а среди мозамбикского политического истеблишмента растет недовольство российским присутствием в стране.

МИД России в своем обычном стиле заявляет, что не располагает какими-либо данными о смертях россиян в Мозамбике. 

Ливия: мятежный фельдмаршал ведет наступление на столицу при поддержке вагнеровцев

Гражданская война в Ливии продолжается с 2011 года, когда произошло восстание против правления Муаммара Каддафи. После падения режима Каддафи началась борьба всех против всех, а Ливия фактически перестала существовать как единое государство.

Одним из главных действующих лиц в посткаддафистской Ливии стал фельдмаршал Халифа Хафтар. Этот бывший военачальник Каддафи перешел в оппозицию к режиму Джамахирии еще в 80-е, долгие годы провел в изгнании, а вернувшись в Ливию во время войны, создал свою личную весьма боеспособную по местным меркам армию. Хафтар пользуется поддержкой России, часто встречается с российским военным руководством. Как минимум на одной из этих встреч присутствовал Евгений Пригожин.

В апреле 2019 года Хафтар начал наступление на столицу Ливии Триполи, где находится официальное, признанное ООН правительство этой страны. Однако темпы наступления оказались медленными. Несмотря на активное применение армией Хафтара авиации и тяжелой артиллерии, Триполи до настоящего времени продолжает отбивать атаки.

Бойцы подразделения, союзного с Ливийским правительством, около Триполи, 2019. Фото: Ricard Garcia Vilanova / AP

В разгар этого наступления появились сведения о том, что поддержку армии Хафтара в боях оказывают наемники ЧВК Вагнера. По одним данным, вагнеровцы охраняют поставки оружия, готовят людей Хафтара и технику к боям. По другой информации, отряды россиян составляли штурмовой кулак наступления на Триполи. В ожесточенных боях с верными правительству отрядами потери россиян, согласно «Медузе», составили от 10 до 35 человек.

В декабре Халифа Хафтар заявил о том, что наступление на Триполи вступает в решающую фазу. В настоящее время конфликт идет по пути все большей эскалации, с вовлечением иностранных игроков. Находящееся в Триполи Правительство национального согласия обратилось к дружественной ему Турции за военной помощью.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция направит войска в Ливию в ответ на поступившую просьбу. В январе Эрдоган представит соответствующий законопроект в парламенте. По словам главы Турции, в Ливии находятся две тысячи наемников ЧВК Вагнера. Впрочем, получить сколь-либо достоверную информацию о числе российских наемников в Ливии из независимых источников не представляется возможным.

В свою очередь, египетские власти, как и Москва дружественные Хафтару, заявляют, что продолжат оказывать поддержку его «Ливийской национальной армии».

Удастся ли Халифе Хафтару при помощи Египта, ОАЭ и России переломить ситуацию и взять столицу, станет ясно уже в начале 2020 года.

Сирия: пакт Путина-Эрдогана

В длящейся уже восемь лет сирийской гражданской войне наконец-то наступил перелом в пользу диктатора Башара Асада. Армия режима при поддержке иранских контингентов и российской авиации в 2019 году продолжала медленное давление на оставшиеся под контролем оппозиции территории.

«Исламское государство» (запрещенное в РФ) окончательно перешло к партизанской тактике военных действий. В 2019 году по исламистам был нанесен болезненный удар: в результате операции американского спецназа был убит лидер «Исламского государства» Абу-Бакр аль-Багдади.

Самые важные в военном и политическом плане события развивались на севере Сирии, в сирийском Курдистане. В октябре 2019 года глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган, добившись от президента США Дональда Трампа отвода американских войск с севера Сирии, начал широкомасштабную операцию против сирийских курдов. План Эрдогана был достаточно прост: создать на севере Сирии «санитарную зону» под контролем турецких силовиков и протурецких отрядов сирийской оппозиции. Обоснованием таких действий Анкара называла прекращение взаимодействия сирийских курдов и ведущей партизанскую войну в Турции Рабочей партии Курдистана.

Солдаты турецкой и сирийской армий на границе около сирийского города Талль-Абьяд, 2019 год. Фото: Anas Alkharboutli / AP

Курды восприняли уход американцев как «предательство»: армия США была единственным надежным гарантом защиты курдских территорий от турецкого вторжения. Несмотря на ожесточенное сопротивление курдских вооруженных формирований, турецкая армия и протурецкие «прокси» продвигались вглубь сирийского Курдистана. Однако после вмешательства Москвы и сирийской правительственной армии, которой россияне оказывают покровительство, туркам пришлось приостановить наступление.

Согласно договоренностям между россиянами и турками, Сирийский Курдистан был фактически разделен. Часть территории осталась под контролем Турции и протурецких прокси, а часть – под контролем россиян и армии режима Асада. Курдские отряды самообороны были выведены из 30-километровой приграничной с Турцией зоны, а безопасность в этом северосирийском регионе теперь обеспечивается совместными патрулями российской военной полиции и турецкой армии.

«Путин сказочный»: как россиян штрафовали за неуважение к власти в 2019 году

Природные катаклизмы и Грета: как мир «увидел» изменение климата в 2019 году

Бешеный принтер-2019: какие законы изменили нашу жизнь

Год бульдозера: архитектурные потери 2019 года

Итоги протестов 2019 года в цифрах: сколько власти заработали на штрафах

Религиозные итоги-2019: битвы за парки и города, педофилия, «не те» верующие

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.