in

Больше льгот: как Сечин просит помощи на посту главы «Роснефти»

Владимир Путин и Игорь Сечин, 12 мая 2020 года. Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС

 

Глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил правительство снизить тарифы на транспортировку нефти из-за падения цен и обязательств по сокращению ее добычи. Вчера он обратился к президенту с просьбой освободить от налогов инвестиции «Роснефти» в генетическую отрасль, а 12 мая — к правительству с просьбой о налоговых льготах для трудноизвлекаемых запасов газа. Новости о подобных просьбах главы «Роснефти», адресованных президенту или правительству, появляются регулярно — решили собрать их в одном месте. 

 

Санкции и название улицы

 

Игорь Сечин занял пост главы «Роснефти» в 2012 году и почти сразу же начал обращаться с разными просьбами к правительству или президенту. В 2012 году ему удалось добиться отсрочки выплаты дивидендов в бюджет после того, как он попросил об этом премьер-министра Дмитрия Медведева. 

 

В октябре 2013 года Сечин попросил Путина продать его компании акции Новороссийского порта, мотивируя это тем, что она нуждается в береговой базе. В марте от главы «Роснефти» прозвучала более неожиданная просьба: он попросил московские власти назвать улицу города именем бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса.

 

После введения антироссийских санкций из-за украинского кризиса 2014 года просьбы приобрели более масштабный характер. В августе Игорь Сечин попросил правительство поддержать компанию одним из пяти способов, самый дорогой из которых, предполагающий выкуп государством новых облигаций компании, обходился бюджету в полтора триллиона рублей. Такую сумму составлял чистый долг «Роснефти», который оказался больше суммарных затрат федерального бюджета на здравоохранение, образование и ЖКХ в 2014 году. 

 

По тем же причинам в октябре глава «Роснефти» попросил еще два триллиона рублей. Накануне СМИ сообщали, что сумма будет составлять полтора триллиона рублей, глава Минэкономразвития успел назвать ее «беспрецедентной». Ведомства тоже сочли ее завышенной и одобрили только часть заявки.

 

Полеты и шантаж 

 

В октябре 2015 года Сечин попросил Путина разрешить «Роснефти» экспортировать газ в Европу, несмотря на экспортную монополию «Газпрома». В апреле того же года глава «Роснефти» направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с просьбой выделить 1,3 триллионов рублей на осуществление проектов компании. На этот раз объяснение причин, по словам представителя Дворковича, было больше похоже на шантаж: в письме Сечин предупредил Дворковича, что без запрошенных средств освоение двух месторождений начнется позже запланированного срока, что сократит доходы бюджета на 90 миллиардов рублей.

 

После просьбы Сечина в августе 2015 года президент обнулил ввозные пошлины и НДС на бизнес-джеты. О том, как самолет Сечина летает в Европу во время пандемии коронавируса, можно почитать в нашем материале.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В феврале 2016 года глава «Роснефти» совместно с главой «Газпрома» Алексеем Миллером попросили Дмитрия Медведева вывести большинство своих сделок из-под действия закона «О госзакупках», опасаясь проверки соблюдения режима санкций со стороны ЕС и США и их возможного ужесточения. В апреле глава «Роснефти» обратился к Аркадию Дворковичу с просьбой включить добычу нефти и газа в в программу по льготному рефинансированию кредитов для инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики. 

 

В августе того же года для повышения эффективности транспортировки нефти Сечин предложил правительству снизить тарифы «Транснефти», но ФАС предложение не поддержала. Он повторил свою просьбу в феврале 2017 года.

 

Просьбы главы «Роснефти» в 2017 году снова стали все больше напоминать шантаж: в начале года он указал, что не поддержит налоговую реформу нефтяной отрасли, если не получит снижения налога на добычу полезных ископаемых для Самотлорского месторождения, а в октябре написал Дворковичу, что «Роснефть» будет участвовать в налоговой реформе только при поддержке ее нефтеперерабатывающих заводов. В феврале Сечин предложил правительству ввести специальные налоговые льготы для заводов «Роснефти» и другие преференции.

 

В конце 2017 года Сечин попросил Медведева «в кратчайшие сроки» предоставить «Роснефти» без конкурса Южно-Эргинский участок недр, а Путина — перенести уплату акцизов с производителей нефтепродуктов на АЗС.

 

Налоговые льготы

 

В феврале 2018 года Сечин обратился к Путину с просьбой о налоговых льготах на 145 миллиардов рублей для модернизации нефтеперерабатывающих заводов, но президент ему отказал. В августе глава «Роснефти» попросил у президента новые налоговые льготы — на этот раз для разработки месторождений в Западной и Восточной Сибири для «эффективного использования ресурсного потенциала страны».

 

После успешного получения в 2017 году льгот для Самотлорского месторождения, в феврале 2019 года глава «Роснефти» попросил льготы и для Приобского месторождения в размере от 440 до 500 миллиардов рублей, мотивируя это его нерентабельностью. Путин их одобрил. В ноябре Сечин обратился к правительству с просьбой предоставить налоговые льготы для иностранных товаров, необходимых для освоения месторождений во внутренних водах. 

 

В июле того же года Сечин снова написал письмо президенту, в котором выразил готовность вложиться в освоение арктических месторождений, но попросил взамен налоговые льготы нефтяным компаниям в размере 2,6 триллиона рублей. Этот проект Путин тоже поддержал.

 

В январе 2020 года Сечин попросил ускорить распределение новых налоговых льгот Медведева, в апреле облегчить процесс выдачи лицензий на экспорт сжиженного природного газа — Путина.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.