in

Резолюция Европарламента и новые ограничения. Отключат ли Россию от межбанковской системы SWIFT?

Заседание Европарламента
Заседание Европарламента. Фото: European Parliament / Flickr

29 апреля Европарламент принял резолюцию с предложением отключить Россию от межбанковской системы SWIFT, остановить строительство «Северного потока-2» и отказаться от российских нефти и газа. «МБХ медиа» выяснило у кандидата экономических наук Ирины Айдрус, каково влияние резолюций Европарламента и возможно ли изолировать Россию от мировой банковской системы переводов. 

Очередная резолюция Европарламента была принята в ответ на осуждение оппозиционера Алексея Навального, эскалацию конфликта на российско-украинской границе и предполагаемые «российские атаки» в чешской Врбетице. За документ проголосовало почти 570 из  705 депутатов. 

Европарламент потребовал у российских властей немедленно освободить Алексея Навального и задержанных сторонников оппозиционера. Также депутаты призвали Россию прекратить «запугивание» стран-членов ЕС, привлечь к ответственности организаторов взрывов в чешской Врбетице и выплатить семьям погибших компенсации. 

На случай, если Россия вторгнется на территорию Украины, депутаты предложили меры противодействия. Среди них: отключение России от межбанковской системы передачи информации о платежах SWIFT, остановка строительства «Северного потока-2» и отказ от российских энергетических ресурсов. Кроме того, Европарламент рекомендовал заморозить европейские активы и аннулировать визы российских олигархов. 

Напомним, в ноябре 2020 года оппозиционер Алексей Навальный призвал Евросоюз к идентичным санкциям в ответ на его отравление и недопуск оппозиционных кандидатов к выборам. «Европейский союз должен нацеливаться именно на деньги. Российские олигархи, не только старые, но и новые, как например ближайшее окружение Владимира Путина, — они должны стать объектами санкций», — заявил политик во время выступления в Европейском парламенте. 

На этой неделе глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что у ЕС нет возможности вводить меры противодействия, которые отражены в тексте резолюции. Система SWIFT — частная международная организация, на которую Европарламент не имеет влияния. То же касается проекта «Северного потока-2» — это ответственность частных европейских компаний, ЕС не имеет права решать этот вопрос.  

Резолюции Европарламента носят рекомендательный характер и часто остаются без внимания со стороны членов Евросоюза. Например, остановить проект «Северного потока-2» депутаты Европарламента предлагали как минимум дважды: в марте 2019 года и сентябре 2020 года.

Кандидат экономических наук Ирины Айдрус подтвердила «МБХ медиа» — частная компания SWIFT тоже не обязана прислушиваться к резолюциям Европарламента. Как минимум это вне ее коммерческих интересов. 

Однако в 2018 году уже случился прецедент — компания отключила от системы иранские банки. По рассказам Айдрус, сначала SWIFT не реагировала на соответствующую резолюцию Европарламента. Но после того, как американская сторона начала угрожать санкциями, решение было принято. 

По словам Айдрус, если подобное произойдет в России, обычный пользователь не почувствует изменений. Банки перейдут на отечественную систему «передачи финансовых сообщений», а карты Visa и Mastercard будут обслуживаться национальной системой платежных карт.

Зато отключение грозит серьезными неудобствами и лишними тратами тем, кто зависит от переводов за границу. «Наши экспортеры, наши импортеры. Люди, которые получают зарплату за рубежом или постоянно пользуются банками для перевода средств родственникам», –– комментирует Айдрус.

Айдрус предлагает несколько альтернатив: децентрализованная система криптовалют или системы быстрого перевода средств Western Union, Юнистрим. Кроме того, уже есть частная альтернатива Сбербанка –– система Финлайн. 

При этом, создание полноценных российских замен SWIFT экономист считает проблематичным. «Чтобы охватить одиннадцать с половиной тысяч участников SWIFT проделала пятидесятилетней путь. Когда система общедоступна, широко представлена и имеет огромный масштаб — это относительно недорого. Когда мы будем в санкционных условиях что-то делать — это будет гораздо дороже и гораздо дольше», — объясняет Айдрус. 

Одним из логичных путей для российских банков станет сотрудничество напрямую с иностранными коллегами. Но, по словам Айдрус, это требует огромных затрат — внутренний курс обычно не выгоден. В качестве примера экономист приводит опыт Ирана: «В некоторых точках вы можете купить ковры, заплатив карточкой Visa. Но терминал принадлежит дубайскому банку, где комиссия может достигать 10-20% за платежную операцию. Это невыгодно ни продавцам, ни покупателям». 

По мнению Айдрус, основная проблема новой российской системы переводов будет в том, что иностранные компании не захотят напрямую сотрудничать со страной, попавшей под санкции. «Во многих зарубежных странах уже достаточно сложное отношение к российским компаниям. Не каждый банк дает разрешение на открытие лицевого счета. Надо понимать, что отключение от SWIFT  — это международное давление, это затруднение. Нужно будет искать обходные пути, а любой обходной путь — дополнительное время, дополнительные деньги и на начальном этапе дополнительные риски», — заключает Айдрус. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.