Вместе с поправками в УК и КоАП об ответственности за нарушение карантина в кодексах появились и новые статьи о фейк-ньюс. Теперь они касаются и тех, кто распространяет сообщения о коронавирусе и чрезвычайных ситуациях. За какие сообщения можно стать фигурантом дела о фейк-ньюс, и почему человека могут привлечь за одно сообщение и к уголовной, и к административной ответственности?
Ведомства не спят, ведомства высматривают фейки
За фейками в изданиях и на интернет-ресурсах следит Генпрокуратура. Она через Роскомнадзор требует удалить информацию, которую считает недостоверной — например, так ведомство поступало с сайтами «Эха Москвы» из-за эфира с политологом Валерием Соловьем, где он упомянул о 1600 погибших от коронавируса в России, и «Эха в Оренбурге» из-за новости о «вспышке неизвестного заболевания в колонии».
Но за изданиями может следить и МВД. Они возбудили по два протокола на учредителя издания «Говорит Магадан» и еще одно — на его главного редактора Татьяну Брайс. Все протоколы составлены по части 9 статьи 13.15 КоАП. Дела касаются двух публикаций: в одной была информация о возможной смерти жителя Магадана от коронавируса — сведения опроверг Минздрав. В другом материале была информация о том, что врачи магаданской детской инфекционной больницы вынуждены шить себе маски — о том, что это не так, уже заявила прокуратура. По этой статье главреду может грозить штраф от 30 до 100 тысяч рублей, а изданию — от 200 до 500 тысяч рублей.
Как рассказал «МБХ медиа» координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников, сейчас по делам магаданского издания назначена психолого-лингвистическая экспертиза, которая продлится месяц. По словам Прянишникова, есть шанс, что по итогам расследования дела могут не дойти до суда. «Довольно часто такие дела прекращаются после административного расследования. Все меры по проверке источников были приняты. Хотелось бы надеяться, что психологи и лингвисты дадут заключение, что не было намерения распространить недостоверную информацию», — говорит юрист.
Административки за посты во «ВКонтакте»
По статьям о фейк-ньюс сейчас штрафуют в основном обычных людей. Рассмотрением таких дел занимаются мировые судьи; они могут назначить штраф от 30 до 100 тысяч рублей, но в большинстве случаев выносят решения с минимально возможными штрафами.
В Екатеринбурге 1 апреля оштрафовали на 30 тысяч рублей работницу турфирмы Екатерину Аникину. Из материалов дела следует: 28 марта женщина написала на своей странице во «ВКонтакте», что в Екатеринбург будут пускать по прописке, а на въездах в город будет дежурить полиция. На следующий день полицейские позвонили Аникиной, женщина удалила пост, но ее все равно оштрафовали. Тем временем в Екатеринбурге уже смягчают меры по самоизоляции — с 13 апреля жителям даже разрешили ходить в парикмахерскую.
В Троицке Челябинской области 18-летнего Дмитрия Науиенко оштрафовали на сумму даже ниже минимальной границы. В паблике «ВКонтакте» юноша написал комментарий, что людей с подозрением на коронавирус запирают в больничной душевой. В суде он сказал, что пошутил — в суде шутку не оценили и выписали штраф на 15 тысяч рублей.
Кто первый увидел, того и дело
Вместе с административками могут возбуждать и уголовные дела. Пока неизвестно, есть ли подозреваемые и обвиняемые по новым статьям 207.1 (распространение ложных сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу) и 207.2 (распространение ложной информации, повлекшее вред здоровью или смерть человека — «МБХ медиа»).
«МБХ медиа» известно только о делах, возбужденных в отношении неустановленных лиц — например, в Санкт-Петербурге по нему проходят свидетелями активистка Анна Шушпанова и житель Андрей Романов. По версии следствия, кто-то распространил информацию, что в Сестрорецке больного коронавирусом отпустили домой. Главное управление СК в свою очередь возбуждает дела за фейки о заражении на военной базе в Сирии и о введении пропускного режима в Москве — тоже в отношении неустановленных лиц. Тем временем пропускной режим в Москве действительно вводится.
В Уссурийске МВД пытается составить и административный протокол, и завести уголовное дело — так хотели сделать с местным жителем, который записал приглашение для телеканала РЕН-ТВ приехать к нему на завод. В полиции он сказал, что ролик записал ради шутки. Информации о статусе мужчины по уголовному делу пока нет, а протокол в мировой суд пока не поступал.
По словам Алексея Прянишникова, разница между составами части 9 статьи 13.15 КоАП и статьи 207.1 УК отсутствует, и непонятно, по какой логике применяют статьи. Юрист предполагает: полиция составляет административные протоколы, тогда как Следственный комитет при выявлении фейка возбуждает по итогам проверки уголовное дело.