in

Краудфандинг, личные средства и политические акции: как оппозиционеры выплатят штрафы после протестов?

Акция протеста за честные выборы в Москве, 27 июля 2019 года
Акция протеста за честные выборы в Москве, 27 июля 2019 года. Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

Лето 2019 года оказалось недешевым для многих участников несанкционированных митингов. Кроме штрафов за протестные акции — за которые одной только Любови Соболь предстоит выплатить более миллиона рублей, — с активистов взыскивают суммы в 1,2 миллиона рублей по иску «Мосгортранса», еще 11,5 миллионов для возмещения ущерба от них требует ГБУ «Автомобильных дорог». «МБХ медиа» разобралось, сколько денег придется выплатить оппозиционерам и где они их возьмут: из личных средств, с помощью краудфандинга или даже новыми политическими акциями.

Юлия Галямина
Юлия Галямина

Депутат Совета депутатов Тимирязевского района. Незарегистрированный кандидат Мосгордумы 2019 года. Штраф в 30 тысяч рублей за проведение мероприятия без подачи уведомления, еще одна тысяча штрафа за неповиновение полиции, коллективное взыскание в 1,2 миллиона рублей от «Мосгортранса» и иск на 11,5 миллионов от «Автомобильных дорог».

— Я думаю, что мы как-то будем решать это вместе с другими ответчиками. Мы еще этот вопрос не обсуждали. Не могу вам ничего сказать, но идеи есть разные: например, устроить какую-нибудь политическую акцию. Пока обсуждений не было. По форме не могу сказать, как это будет, до окончательного решения далеко, еще будут апелляции и прочее. 

Владимир Милов
Владимир Милов

Член партии «Демократический выбор», ведущий передачи «Где деньги?» на «Навальный LIVE». Незарегистрированный кандидат в Мосгордуму 2019 года. Коллективное взыскание в 1,2 миллиона рублей от «Мосгортранса» и иск на 11,5 миллионов от «Автомобильных дорог».

— Очень просто буду выплачивать, в рублях по реквизитам, которые нам выдадут, из личных денег. Ну а из каких еще? Я бы заплатил из денег Госдепа, но мне Госдеп не перечисляет ничего.

Мы еще не обсуждали суммы, которые выплатит каждый, там конфигурация до конца не ясна. Вон вчера Албурова (Георгия, руководителя отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией, к нему подан иск от «Автомобильных дорог». — «МБХ медиа») исключили из иска. Но решим, это не принципиальный вопрос.

Любовь Соболь
Любовь Соболь

Юрист-расследователь Фонда борьбы с коррупцией, продюсер YouTube-канала «Навальный LIVE». Незарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы 2019. Суммарный штраф в 1,2 миллиона рублей, коллективное взыскание в 1,2 и иск на 11,5 миллионов рублей.

Соболь уже несколько раз штрафовали за призывы участвовать в несанкционированных акциях и за нарушение порядка проведения акций, причем на довольно крупные суммы — четыре раза на 300 тысяч рублей. Более того, Соболь вместе с Георгием Албуровым стали единственными будущими ответчиками по искам от «Мосгортранса», «Московского метрополитена» и ГБУ «Автомобильные дороги», а также от двух частных предпринимателей.

С Любовью «МБХ медиа» связаться не удалось. В беседе с Дмитрием Быковым в журнале «Собеседник» Любовь отмечала, что будет собирать деньги на штрафы фандрайзингом: «Объявлю сбор. Больше взять негде».

 

Александр Соловьев
Александр Соловьев

Председатель правления общественной организации «Открытая Россия», председатель московского отделения «Партии перемен». Незарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы 2019.  Коллективное взыскание в 1,2 миллиона рублей от «Мосгортранса» и иск на 11,5 миллионов от «Автомобильных дорог».

В данный момент Александр находится под административным арестом из-за повторного нарушения правил проведения митинга. Поэтому комментарий «МБХ медиа» дала координатор его штаба на выборах, Оксана Макродченко.

— На этот вопрос у меня, к сожалению, нет ответа. Так же, как и у Александра. На данный момент он находится в спецприемнике. 

Сегодня у Александра был апелляционный суд по его задержанию, все осталось без изменений. Мы сейчас виделись в здании суда. Что делать со штрафом, Александр пока не думал, потому что он только сейчас об этом узнал. В любом случае, ему нужно посоветоваться со своим адвокатом на этот счет. 

Олег Степанов
Олег Степанов

Координатор Штаба Навального в Москве. Штраф 300 тысяч рублей за призывы к участию в акциях на Трубной. Коллективное взыскание в 1,2 миллиона рублей от «Мосгортранса» и иск на 11,5 миллионов от «Автомобильных дорог».

— Давайте дождемся вступления в силу, пока пройдет апелляция.

Ранее нашим юристам удавалось радикально снижать суммы штрафов: например, у меня снижали со 150 тысяч до 20 тысяч рублей.

Что касается административных штрафов — ФБК помогает всем, кто оштрафован на митингах, которые мы проводили. В том числе и сотрудникам, тоже на общих основаниях. По каждой «административке» мы подаем в ЕСПЧ. Этим занимаются и правозащитные организации. Хороший пример — это дело координатора штаба Навального в Казани Эльвиры Дмитриевой (ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию Дмитриевой за то, что администрация Казани отказала рассмотреть ее заявление на согласование акции «Он вам не Димон».  — «МБХ медиа»). Она уже получила положительное решение по административке 2017 года. Что касается исков от ГБУ («Автомобильные дороги», на момент написания материала суд еще не был закончен. — «МБХ медиа»), метрополитена и прочих — процессы еще не закончены, я не могу подробнее прокомментировать в данный момент

Илья Яшин
Илья Яшин

Глава муниципального округа Красносельский. Незарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы 2019. Коллективное взыскание в 1,2 миллиона рублей от «Мосгортранса» и иск на 11,5 миллионов от «Автомобильных дорог».

— Даже если ЕСПЧ удовлетворит иск, это будет через несколько лет. Это же занимает очень продолжительное время, а штрафы вступят в силу уже после, насколько я понимаю, апелляции в Московском городском суде. И если они не будут выплачены, то начнутся аресты счетов, блокировки карт, конфискация имущества. Откровенно говоря, у меня пока нет ответа на ваш вопрос. Таких денег у меня, разумеется, нет. Даже если я продам все свое имущество, машину, квартиру и отдам все свои деньги, все равно погасить всю ту сумму, которую мне вменяют, мне, конечно, не удастся. Скорее всего, мы будем координировать действия с другими ответчиками по этим исковым заявлениям. И, видимо, придется обращаться к сторонникам, как это, например, делала Евгения Альбац, когда присудили многомиллионный штраф журналу The New Times (суд оштрафовал журнал на 22 миллиона 250 тысяч рублей за непредоставление данных о зарубежном финансировании в Роскомнадзор; 25 миллионов на выплату штрафа с помощью пожертвований журнал собрал за 4 дня.  — «МБХ медиа»). Таким образом Евгения спасла свой журнал. Видимо, нам тоже придется апеллировать к сторонникам и как-то пытаться собирать деньги с помощью краудфандинга. Но конкретно мы еще это пока не обсуждали, посмотрим.

Константин Янкаускас
Константин Янкаускас

Муниципальный депутат в Зюзино. Незарегистрированный кандидат в Мосгордуму 2019 года. Штраф 20 тысяч рублей за организацию несанкционированного митинга в Москве 14 июля и иск на 80 тысяч рублей за порчу рекламных стендов.

— Штрафы на сумму примерно где-то 100 тысяч рублей. То есть, 20 тысяч рублей мне присудили штраф за участие в митинге 14 июля в Новопушкинском сквере, за который я уже отсидел до этого 10 суток ареста. То есть, меня за то же мероприятие привлекли теперь как участника. А за организатора дали 20 тысяч рублей. И 80 с копейками тысяч рублей на меня подала гражданский иск компания «Реклама в дом». Ей якобы принадлежат информационные стенды на Горном районе, на подъездах, которые установлены без согласования с собственником, без их общего собрания. Вот эта вот компания претендует, что им принадлежат эти стенды, и считает, что на 80 тысяч рублей мы якобы своими плакатами их испортили, и им их пришлось очищать, ремонтировать и так далее.

Во-первых, я обжалую штрафы — решение Тверского суда по акции в Мосгорсуде, и буду обжаловать решение по поводу вот этих якобы испорченных стендов. Я в любом случае буду обжаловать оба этих постановления, а дальше посмотрим, какая будет итоговая сумма. Отталкиваясь от этого, буду уже решать, как платить.

Решения пока не вступили в силу. Не знаю пока, каким образом поступлю, сколько у меня денег будет в тот момент, сколько надо будет платить.

Мы будем бороться. Я считаю, что оба штрафа незаконны. Моя задача  — отменить оба постановления об оплате штрафов. Если московские суды в очередной раз подтвердят свою зависимость от правительства Москвы, тогда будем по мере поступления решать эти вопросы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.