in

“Нелепый, жалкий, убогий проект”: зачем Людмила Улицкая, Лев Пономарев и другие попросили Путина не подписывать закон о физлицах-иноагентах

Людмила Улицкая и Лев Пономарев. Фото: Артем Коротаев, Максим Григорьев / ТАСС

 

 

В России обращение к президенту — последняя надежда на решение проблемы, когда все остальные уровни власти уже пройдены. Правозащитники, журналисты и представители творческой интеллигенции подписали обращение, в котором призвали президента не подписывать закон о физлицах-иноагентах. Одни из подписантов, правозащитник Лев Пономарев и писательница Людмила Улицкая, рассказали «МБХ медиа», что такие обращения — один из способов быть услышанными, но диалог государства и общества сейчас нарушен, поэтому конкретного результата вряд ли получится добиться.

 

«Естественное желание общества быть услышанными»

Лев Пономарев — инициатор письма. «Там нет прямого обращения к президенту, — сразу уточнил правозащитник. — Мы просто высказали свое мнение, что этот закон не должен подписываться. Когда я решил собирать подписи, то понимал, что некоторые люди считают, что можно обращаться к президенту как к гаранту прав человека, некоторые считают, что это бессмысленно, потому что, возможно, этот закон именно от него идет. Но высказать свою позицию мы должны».

Основной текст обращения был готов вечером 27 ноября, а утром 28 ноября оно уже с подписями было опубликовано на сайте теперь уже ликвидированного движения «За права человека».

«Этот закон — очередной рубеж в нарушении Конституции. Общественное мнение в этой стране еще может быть где-то опубликовано, и мы обязаны это делать. Из-за обращений законопроекты приостанавливали, может, корректировали. Но это было в начале нулевых», — сказал Пономарев. 

«Закон Клишаса — один из самых абсурдных законов. Сегодня перед цивилизацией стоит задача не национальная, а задача выживания человечества, которую можно решить только совместно. И вот этот нелепый, жалкий, убогий проект закона — изоляционный. Он оставит нашу страну вне развития цивилизации. Надеюсь, он не будет подписан», — сказала «МБХ медиа» писательница Людмила Улицкая.

По ее словам, сейчас диалог государства с обществом разрушен, но у людей все же есть потребность в этом диалоге, из-за которого они и обращаются к президенту: «Это естественное желание общества быть услышанными. Существуют проблемы, которые висят в воздухе и назревают. Государство обязано отвечать на эти вопросы, это не его добрая воля, а то, для чего оно было создано — обеспечивать выживание страны».

 

Наркотики и угрозы

Подобные обращения к президенту пишутся регулярно. В октябре члены Совета по правам человека при президенте просили Путина оставить Михаила Федотова на посту председателя СПЧ. Но это тоже не помогло, и новым председателем 21 сентября стал бывший ведущий программы «Время» на «Первом канале» Валерий Фадеев.

В конце августа известные правозащитные организации Amnesty International, Human Rights Watch и Front Line Defenders отправили Путину открытое письмо с просьбой отреагировать на высказывания главы Чечни Рамзана Кадырова: «Он (Кадыров. — «МБХ медиа») обещает наказывать родственников предполагаемых участников вооруженного подполья за действия последних и прямо угрожает правозащитникам, приравнивая их к террористам и обещая закрыть для них доступ в Чечню. Настоятельно призываем Вас отреагировать на данную ситуацию, в том числе осудив недавнее заявление Рамзана Кадырова, и не позволить ему привести в действие незаконные угрозы». Правда, ответа от президента на это письмо так и не последовало.

18 июня шесть профессоров РАН, 14 академиков и 21 член-корреспондент академии РАН поддержали обращение своего коллеги академика Андрея Воробьева к Владимиру Путину, который потребовал пересмотреть все уголовные дела по «наркотическим» статьям 228, 228.1 и 229 УК. Это произошло после ситуации с журналистом-расследователем Иваном Голуновым, против которого возбудили дело о сбыте наркотиков, а потом сняли все обвинения.

Академик Андрей Воробьев. Фото: photo.sfu-kras.ru

Тогда широко обсуждалась необходимость реформировать систему расследования уголовных дел, связанных с наркотиками, и пересмотреть все приговоры по статьям 228, 228.1 и 229 УК. Так и академик Воробьев уверял, что это поможет справиться с распространением наркотиков и уменьшить злоупотребления в этой области.

Но на «Прямой линии» Путин сказал, что необходимо только лучше контролировать действия полиции: «Надо наладить контроль за деятельностью правоохранительных органов, чтобы не было случаев, как с журналистом, о котором вы сказали. Там генералы были уволены и, надеюсь, будут проведены следственные действия по выявлению всех виновных».

При этом президент отказался либерализовать «наркотические» статьи: «За нарушение в сфере оборота наркотиков очень много обвинительных приговоров, и от всего количества тюремного населения, скажем так, 26% — по наркотикам. Нужно ли либерализовать эту сферу? На мой взгляд, нет — угроза для страны и нации очень велика».

Можно вспомнить обращение к Путину с просьбой пересмотреть приговор актеру Павлу Устинову. На 20 сентября свои подписи в поддержку фигуранта «московского дела» поставили более 1,7 тысячи человек, среди которых художественные руководители российских театров и актеры. И уже 30 сентября на апелляции Мосгорсуд смягчил приговор Устинову, изменив ему наказание на год условно с испытательным сроком два года. До этого актеру дали 3,5 года колонии.

Но дело было далеко не только в обращении. Вечером 16 сентября, в день, когда Устинову вынесли приговор, спектакли в МХТ имени Чехова, Театральном центре «На Страстном» и «Сатириконе» закончились словами в поддержку актера.

На следующий день, 17 сентября, актер Александр Паль запустил флешмоб в поддержку Устинова. Актеры публиковали сообщения под хештегом #свободупавлуустинову. В поддержку Павла высказались Елизавета Боярская, Кристина Асмус, Александр Петров, Павел Табаков и многие другие.

Актеры несколько дней стояли в пикетах у Администрации президента, а на суде за Устинова поручился руководитель «Сатирикона» Константин Райкин. Именно такая масштабная поддержка привела к тому, что Устинов сейчас на свободе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.