in

Сто дней протестов в Хабаровске: от митингов до похищений

Фото: Евгений Переверзев / Коммерсантъ

Жители Хабаровского края уже сто дней подряд выходят на акции в поддержку экс-губернатора Сергея Фургала. Вспоминаем, с чего все начиналось, как проходили митинги и как действовали правоохранительные органы. 

Фургал и его арест

Бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала задержали 9 июля 2020 года по подозрению в организации убийств. По данным следствия, он был зачинщиком ряда покушений на предпринимателей на территории Хабаровского края и Амурской области в 2004 и 2005 годах. Сам Фургал отрицает эти обвинения. 20 июля президент РФ Владимир Путин снял его с должности губернатора в связи с утратой доверия, после чего назначил исполняющим обязанности главы Хабаровского края депутата от ЛДПР Михаила Дегтярева.

Рассмотрение в Басманном районном суде Москвы ходатайства следствия о продлении ареста бывшему губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу. Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Сергей Фургал занимал пост губернатора с 2018 года. За это время среднемесячная зарплата в регионе выросла на 18,1%, пенсия — на 11%, а валовой региональный продукт края увеличился на 13,4%. Губернатор провел несколько реформ, которые принесли бюджету экономию в размере 800 миллионов рублей: он урезал в два раза доплаты к пенсиям краевых чиновников и депутатов, запретил им приобретать билеты бизнес-класса в командировках, сократил количество своих заместителей, снизил себе зарплату до 400 тысяч рублей в месяц и выставил на продажу дорогие правительственные автомобили и яхту.

Ежедневная борьба 

Первая акция в поддержку губернатора прошла 11 июля. Тогда на улицы Хабаровска по разным подсчетам вышло от 10 до 40 тысяч человек. Жители города несли плакаты и выкрикивали лозунги «Свободу Фургалу!», «Это наш выбор», «Это наш край». С тех пор они ежедневно выходят на улицы: хабаровчане выступают против уголовного преследования Сергея Фургала и требуют отставки врио губернатора Михаила Дегтярева.

 

 

25 июля состоялась самая массовая акция протеста в Хабаровске: по подсчетам корреспондента «МБХ медиа», на митинге собралось больше 50 тысяч человек. К привычным лозунгам добавились «Дегтярева на Луну», «На чужой край рот не разевай».

 

 

Протесты продолжаются до сих пор. Акции проходят и в других городах края: в Комсомольске-на-Амуре, Эльбане, Солнечном, Николаевске. Хабаровчан поддерживают по всей стране: акции солидарности проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Кирове, Волгограде, Кургане, Воронеже, Барнауле и Ростове-на-Дону. Через две недели после начала протестов хабаровские митинги поддерживали 45% россиян.

Со временем на митинги в Хабаровске стало выходить меньше людей. Летом на акции приходили десятки тысяч человек, а осенью число протестующих сократилось до нескольких сотен. Однако жители города не сдаются. «Хабаровчан я знаю и вижу. Духу хватит еще на очень долго. До конца будем стоять», — говорил в интервью «МБХ медиа» водитель «Фургаломобиля» Андрей Маклыгин.

Реакция властей 

21 июля назначенный врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев прилетел в столицу региона. Жители встретили его с недовольством: они собрались на площади Ленина и выкрикивали «Дегтярев, уходи!», «Мы здесь власть!», «Фургал — наш выбор».

Лично встречаться с протестующими Дегтярев не стал. «Те, кто кричат „Дегтярев, уходи“… не уйду. Потому что работать надо, понимаете? Куча задач, десять дней край без руководителя, стопка документов, которая на столе у меня лежит высотой метр. Ну уйду я, придет другой. Поэтому давайте временно поработаем, как президент сказал, временно исполняющим обязанности, а 2021 год покажет», — сказал врио губернатора.

Встреча Михаила Дегтярева с представителями бизнес-сообщества региона. Фото: degtyarev_info / Instagram

Позже Дегтярев обвинил в организации протестов иностранных граждан. «Большие митинги, которые начались после задержания Сергея Ивановича [Фургала], они мне понятны, они стихийны. Это была горечь, гнев хабаровчан за своего избранного губернатора. А все что я вижу под окнами за последние три дня — у меня есть неопровержимые доказательства из правоохранительных органов, кто как это организует», — сказал он.

Дегтярев имел в виду неких «иностранных граждан», которые прилетели в регион, чтобы «раскачать ситуацию». «Вы думаете, у нас нет иностранных граждан? После закрытия границ кто-то остался в Москве, организовывал там беспорядки. Появилась возможность раскачать ситуацию в Хабаровске, они сюда прилетели», — добавил врио губернатора.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не согласился, что акции организованы иностранными гражданами, но заявил, что протесты служат «питательной почвой» для разного рода «квазиоппозиционеров и специальных дебоширов, которые на этом кормятся и туда прилетели». «В целом говорить о том, что это было организовано из-за рубежа, нельзя. Мы об этом и не говорили. Но то, что со временем они [иностранцы] туда прилетели, — это да», — сказал он.

Новые методы

Несмотря на то, что большинство акций не было согласовано с властями, правоохранительные органы практически не вмешивались в происходящее. Лозунги «Полиция с народом!» или «Полиции спасибо!» часто звучали на акциях в поддержку экс-губернатора.

Так продолжалось до 10 октября. «Обычная субботняя мирная акция. Около 15 часов люди решили развернуть палатки. Появилась полиция, которая приказала убрать палатки, иначе к ним применят физическую силу. Митингующие отказались слушать полицию, после чего из здания правительства вышли сотрудники ОМОН и начали силой разгонять, забирать людей, сворачивать палатки», — рассказывал «МБХ медиа» местный журналист Андрей Пастухов.

 

В результате жесткого разгона некоторые протестующие получили травмы. Всего на акции задержали около 40 человек, в том числе журналистов и блогеров. Двое несовершеннолетних задержанных сообщили об избиениях и пытках — их ставили на колени в угол, издевались, скручивали руки и ударили в глаз.

Михаил Дегтярев действия силовиков одобрил: «Я со своей стороны могу сказать однозначно, что каждый имеет право на выражение своего мнения, в том числе политического, но в рамках закона. Наши правоохранители, во-первых, все местные. Они действуют профессионально, в соответствии с регламентами и самое главное — в соответствии с законом». Дегтярев добавил, что среди протестующих «очень много провокаторов», которые якобы угрожают и оскорбляют силовиков, поэтому «ничего другого правоохранителям не остается делать, кроме того, как пресечь это».

После акции 10 октября завели несколько уголовных дел: активисток Анастасию Субботникову и Надежду Кочеткову обвинили в применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК), а против активиста Александра Приходько возбудили дело о неоднократных нарушениях порядка проведения публичных мероприятий (ст. 212.1 УК).

Аресты, избиения и похищения 

Настоящим символом протеста стал «Фургаломобиль» — фудтрак с портретами экс-губернатора, лозунгами и рисунками, который принадлежит хабаровчанину Ростиславу Смоленскому. Идея украсить автомобиль пришла ему в голову после начала массовых акций протеста. Смоленский ездил на нем по центральным улицам города во время митингов.

30 июля Смоленского арестовали на восемь суток за создание помех движению транспорта на митинге (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП). На «Фургаломобиле» стал ездить его друг Андрей Маклыгин. В августе обоих снова арестовали: Маклыгина на 10 суток, а Смоленского на 20. Маклыгину вменили участие в акции, создавшей помехи движению транспорта (ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП), Смоленскому — повторное нарушение порядка проведения публичного мероприятия (ч. 8 ст. 20.2 КоАП). Тогда оба хабаровчанина объявили голодовку. Позже Смоленский обратился в ЕСПЧ из-за ареста на восемь суток, это была первая жалоба от протестующих в Хабаровске.

Фото: furgal_khv / Instagram

Административный арест получил и координатор местного штаба Навального Алексей Ворсин. 15 августа суд назначил ему 10 суток ареста. Ворсина признали виновным в нарушении по статье об участии в несогласованной акции, повлекшей помехи в движении транспорта и пешеходов (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП). За день до этого на очередном митинге он предложил протестующим взять пример с Белоруссии и устроить забастовку.

Осенью сотрудники правоохранительных органов начали действовать жестче. 25 сентября водитель «Фургаломобиля» Андрей Маклыгин рассказал «МБХ медиа», что его избили полицейские, собираясь эвакуировать его автомобиль. Маклыгин закрылся в салоне и отказался выходить до приезда адвоката, но когда открыл окно, чтобы взять кофе, который принесла ему жена, полицейские попытались вытащить его из машины. «Один меня схватил за шею удушающим приемом, пытался вытащить в окно. А двое полицейских открыли дверь с другой стороны и пытались меня вытащить за ноги в обратную сторону», — рассказал Маклыгин. Затем полицейский ударил его головой об пол автомобиля и два раза нанес удар кулаком в спину. В больнице Маклыгину диагностировали легкое сотрясение мозга.

На акции протеста 10 октября Маклыгина снова избили: «Подбежали два росгвардейца и вчетвером начали меня избивать, топтать, пытались тащить. <…> Они пытались забрать у меня телефон, выворачивали руки, били дубинками, шокерами — три раза», — рассказал он в интервью «МБХ медиа». После этого Маклыгин попал в больницу.

15 октября хабаровский блогер Сергей Плотников заявил, что на него напали неизвестные, увезли в лес и избивали там несколько часов. «Привозят меня в какой-то лес, вытаскивают из машины и снова начинают избивать. Говорят: „Либо ты работаешь с нами, либо…“, требовали рассказать, что знаю. Пошли угрозы. Рядом с правой ногой в 20 сантиметрах был выстрел. Как я понимаю, чтобы меня испугать. Дальше пошли провокации, оскорбляли, пытались унизить», — рассказывал он «МБХ медиа». Плотников предполагает, что похитителями были сотрудники ФСБ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.